Чистый алюминий широко применяется там, где важное значение имеет высокая электропроводность, например в проводах для линий электропередачи (ЛЭП). Алюминиевые сплавы пригодны также для опор ЛЭП, поскольку конструкции, выполненные из таких сплавов, стойки к атмосферной коррозии.
Алюминиевые сплавы можно разделить на упрочняемые и не упрочняемые термической обработкой. Сплавы, упрочнение которых термической обработкой не удается, обычно содержат кремний, магний и марганец. Сплавы же, упрочняемые термической обработкой, содержат медь, цинк и определенные сочетания магния с кремнием. Предел текучести сплавов, не упрочняемых термообработкой, составляет 50–280 МПа, а их прочность на растяжение лежит в пределах от 100 до 350 МПа. Предел текучести термообрабатываемых сплавов может превышать 500 МПа, а прочность на растяжение – 550 МПа. Термообрабатываемые сплавы (из которых наиболее известны дуралюмины и авиаль) чаще всего применяются в аэрокосмической промышленности, где требуется высокая прочность при малой массе. Но алюминиевые сплавы широко применяются и практически во всех транспортных средствах – легковых автомобилях, автобусах, железнодорожных вагонах и даже морских и речных судах.
Алюминий обладает низким удельным электрическим сопротивлением, теплопроводностью и коррозионной стойкостью.
Алюминиевые сплавы делят на деформируемые и литейные.
Деформируемые сплавы выпускают на основе систем Al-Mn (АМц); Аl-Mg (АМг); Аl-Ag-Si (АД31 и др.); Аl-Сu-Mg(Д1 и др.); Аl- Cu-Si-Mg-Mn (АК6, АК8) и др.
В зависимости от химического состава литейные алюминиевые сплавы делят на пять групп:
1) сплавы на основе системы Al-Si
2) сплавы на основе системы Аl-Si-Cu
3) сплавы на основе системы А1-Mg
4) сплавы на основе системы Аl-Cu
5) сплавы на основе сложных систем